Неточные совпадения
Но и тут и там господствует более нравственно-философский, нежели религиозный,
дух и совершенное равнодушие и того и другого народа к религии.
Экзистенциалисты новой формации могут сказать, что моя
философская точка зрения предполагает миф о Боге и миф о
Духе.
Исключительно умозрительное направление совершенно противуположно русскому характеру, и мы скоро увидим, как русский
дух переработал Гегелево учение и как наша живая натура, несмотря на все пострижения в
философские монахи, берет свое.
Источник
философского познания — целостная жизнь
духа, духовный опыт.
Интересно, что в этот период внутренних борений
духа совсем не затрагивались мои основные религиозно-философские взгляды, иногда они лишь обострялись.
Если это и будет автобиографией, то автобиографией
философской, историей
духа и самосознания.
Невозможна творческая
философская мысль, если нет сферы проблематического, нет мучительных усилий разрешить новые вопросы, нет искания истины, которая не падает сверху в готовом и застывшем виде, нет борений
духа.
Русская религиозная философия особенно настаивает на том, что
философское познание есть познание целостным
духом, в котором разум соединяется с волей и чувством и в котором нет рационалистической рассеченности.
Как и все представители русской религиозно-философской мысли, он устремлен к новому, к царству
Духа, но остается неясным, в какой мере он признает возможность нового третьего откровения.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между
философским рационализмом и религиозным реализмом:
философский рационализм не выходит из круга идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет в царстве бытия, реальностей, целостной жизни
духа.
Только гносеология не человеческого происхождения, только гносеология, открывающая действие
Духа Божьего в
философском познании, только такая соборная, церковная гносеология, исходящая от изначальной данности Божественного Логоса в нас, может возвыситься над антропологическим и психологическим релятивизмом.
В
философском рационализме отразилась греховная раздробленность
духа.
Бахтиаров по слуху узнал
философские системы, понял
дух римской истории, выучил несколько монологов Фауста; но, наконец, ему страшно надоели и туманная Германия, и бурша, и кнастер, и медхен […и бурша, и кнастер, и медхен — и студенчество, и табак, и девушки (немец.).]; он решился ехать в Россию и тотчас же поступить в кавалерийский полк, — и не более как через год из него вышел красивый, ловкий и довольно исполнительный офицер.
Теория Шлейермахера, выражаясь современным
философским языком, есть воинствующий психологизм, ибо «чувство» утверждается здесь в его субъективно-психологическом значении, как сторона
духа, по настойчиво повторяемому определению Шлейермахера (см. ниже), а вместе с тем здесь все время говорится о постижении Бога чувством, другими словами, ему приписывается значение гносеологическое, т. е. религиозной интуиции [Только эта двойственность и неясность учения Шлейермахера могла подать повод Франку истолковать «чувство» как религиозную интуицию, а не «сторону» психики (предисл. XXIX–XXX) и тем онтологизировать психологизмы Шлейермахера, а представителя субъективизма и имманентизма изобразить пик глашатая «религиозного реализма» (V).], а именно это-то смещение гносеологического и психологического и определяется теперь как психологизм.
Напротив, неоплатонизм при всей своей
философской утонченности, при явной насыщенности мотивами оккультизма и магии, являет черты упадочности греческого
духа и даже в своем стремлении к реставрации политеизма является скорее «интеллигентским направлением», оторванным от почвы положительной религии.
Искание шедевра [Выражение, возможно, навеянное названиями двух «
философских этюдов» Бальзака: «Неведомый шедевр» и «Поиски абсолюта» (М., 1966).], при невозможности найти его, пламенные объятия, старающиеся удержать всегда ускользающую тень, подавленность и род разочарования, подстерегающего творческий акт, что же все это означает, как не то, что человеческому
духу не под силу создание собственного мира, чем только и могла бы быть утолена эта титаническая жажда.
Стремление оккультистов путем медитации услышать голос самих вещей, как и вера Гегеля, что в мышлении, после того как им, путем
философского медитирования, преодолены низшие, феноменологические, ступени самосознания
духа и действует уже сам Логос, — формально сродны с «мифотворчеством».
Философская идея Бога (какова бы она ни была) есть во всяком случае вывод, порождение системы и esprit de Systeme [
Дух системы (фр.)], существует лишь как момент системы, ее часть.
То же можно сказать и о попытках
философского дедуцирования троицы у Шеллинга, Вл. Соловьева и особенно у Гегеля, насколько здесь выражается естественное самосознание
духа в логическом разрезе.
Такова предельная интуиция религиозного самосознания и исходная аксиома веры, которая приемлется или отвергается в глубочайших недрах целостного религиозного
духа до всякой рефлексии и ранее всякой философии; последняя лишь выявляет и осуществляет разные возможности, заложенные в уже принятом решении, дает ему
философскую транскрипцию.
Конфликт царства Божия и царства Кесаря есть на
философском языке конфликт субъекта и объекта, свободы и необходимости,
духа и объективированной природы.
Гегель был как бы
философским воплощением
духа истории, гения истории.
Философской предпосылкой всегда является примат бытия над свободой и примат бытия над
духом.
Обращаясь к самопознанию, которое есть одно из главных источников
философского познания, я открываю в себе изначальное, исходное: противление мировой данности, неприятие всякой объектности, как рабства человека, противоположение свободы
духа необходимости мира, насилию и конформизму.
В
философских и гуманитарных знаниях, в исследованиях явлений
духа такой практической плодотворности нет.
Добрые дела есть ведь также охлаждение творческого огня любви в человеческом сердце, как
философская книга есть охлаждение творческого огня познания в человеческом
духе.
Философия есть часть жизни и опыт жизни, опыт жизни
духа лежит в основании
философского познания.
Этика есть завершающая часть философии
духа, в ней пожинаются плоды
философского пути жизни.
Философская антропология есть центральная часть философии
духа.
Он написал и
философский трактат в гегельянском
духе и стал мне читать из него отрывки.
Научно-философский
дух этого кружка тогда совсем не господствовал и в английских университетах.
Скабичевского я видал редко, и хотя он в глазах публики занял уже место присяжного литературного критика"Отечественных записок", в журнале он не играл никакой заметной роли, и рядом с ним Михайловский уже выдвинулся как"восходящая звезда"русского
философского свободомыслия и революционного
духа. Молодежь уже намечала его и тогда в свои вожаки.
Поэтому материи нужно придать характер активного
духа, что и пытаются сделать, насилуя логику и
философскую терминологию.
Мы видим, что и на путях религиозного опыта, и на путях
философской мысли происходит спиритуализация
духа.
Идеал совершенной объективации
духа в культуре, в познании научном и
философском, в искусстве, в нравственном и социальном порядке есть идеал классический.
По-другому это должно быть сделано и для
философского познания
духа.
Философская мысль часто натурализировала
дух и вводила его, как высшую ступень, в иерархию объективного мира.
Отвлеченный спиритуализм некоторых типов духовной жизни и некоторых типов
философских построений очень мешал понять существо
духа и уловить его признаки.
Философия
духа Гегеля есть секуляризированная, приспособленная к сознанию XIX века
философская транскрипция германской мистики, и она отражает монофизитскую тенденцию этой мистики.
Учителя церкви, проникнутые неоплатонизмом, пытаются дать учение о
Духе, отражающее
философские направления и уже далекое от первоначального понимания Священного Писания.
Более утонченные
философские направления видят в
духе не эпифеномен материи, а эпифеномен жизни, которой приписывают неистощимую творческую силу.
Во всяком случае, Н. Гартман делает
дух предметом
философского исследования, хотя его философия не экзистенциальна.
Книга эта написана о
Духе, а не о Святом
Духе, это книга
философская, а не богословская.
Философское понимание
духа поднимается над натурализмом, над физическим, виталистическим пониманием
духа.
Новая духовность на
философском языке означает освобождение от объективации и от подчинения
духа дурной, падшей социальности.
Но поразительно, что в европейской
философской мысли понятие
духа играло очень малую роль и существо
духа мало выяснялось.
В сложной истории раскрытия сущности
духа философское и религиозное понимание
духа были различны: философия понимала
дух главным образом как разум, ум, религиозные же течения понимали
дух как силу высшей жизни, которая вдыхается в человека Богом, т. е. понимали более целостно.
Спиритуалистические
философские направления сделали своею специальностью защиту реальности
духа.
Книга Джентиле «Esprit acte pur», [Сокровенность (нем.).] которая продолжает Фихте и Гегеля, не столько исследует проблему
духа, сколько строит
философскую систему, основанную на идее активности
духа.
Исключительная
философская одаренность германской расы позволила ей лучше выразить в сознании эту разрешенность греховному человеку лишь культуры, противоположной
духу творчества, лишь культуры подзаконной.